Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональной просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация и др.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе в 2024-2027 учебном году:
1-4 классы:
-
Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
-
Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
-
Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
-
Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
-
Представления о собственных интересах и возможностях;
-
Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
-
Групповое и индивидуальное профконсультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
-
Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
-
Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
-
Оформление уголка по профориентации, страничка на школьном сайте в разделе «Профориентационная работа в школе».
-
Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами района.
Работа с учащимися:
-
Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий и др.;
-
Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
-
Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
-
Расширение знаний в рамках школьных предметов;
-
Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
-
Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
-
Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования.
Работа с родителями:
-
Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
-
Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ (памятка для родителей)
-
Принятие решения о выборе профессии
Важнейшая задача – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности. На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.
Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.
Типичные ошибки при выборе профессии:
-
Выбор профессии «за компанию»
Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.
-
Выбор престижной профессии
В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).
-
Отождествление учебного предмета с профессией
Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.
-
Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится
К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.
- Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии
Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).
-
Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии
Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
-
Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах
Помощь в самопознании могут оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.
-
Выбор профессии под давлением родителей
Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка: нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою мечту; часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д.; еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и хорошо оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации.
Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае – высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым путем: ПУ – техникум – ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой обучения.
Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять.
Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:
крупнейший образовательный сайт, который входит в структуру Издательского дома «Работа для Вас». Сайт адресован абитуриентам, студентам колледжей и вузов, специалистам, заинтересованные в получении второго высшего образования.
Цель портала «Ваше рабочее место» – помощь в выборе профессии. Разработчики сайта оригинально решают задачу знакомства школьников с профессиями. Каждый специалист может рассказать о своей профессии по установленной схеме.
Сайт «Образование и карьера» – информационно-справочный ресурс для выпускников школ и студентов. Здесь размещены актуальные вакансии и рекомендации по выбору профессии и образовательного учреждения, поиску работы.
Общероссийская информационно-справочная система «Абитуриент» предназначена для поступающих в вузы и школы России. Основной задачей сайта является помощь в профессиональном самоопределении учащегося и выборе подходящего образовательного учреждения. Решению этой задачи посвящены и отдельные разделы сайта.
Полезные ссылки:
www.edunews.ru - cправочник вузов России.
www.ucheba.ru - Образовательный портал. Содержит разнообразную информацию об образовании в России и за рубежом; сведения о вузах России. Тесты ЕГЭ.
Интернет-ресурсы по профориентации:
azps.ru - Описание профессий, разные статьи по профориентации, технологии по профориентации, профориентационные игры.
www.pedlib.ru - Педагогическая библиотека. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).
www.moeobrazovanie.ru - Как выбрать профессию? Статьи по теме: Выбор профессии.
www.moeobrazovanie.ru - Современные программы по профориентации.
liderlic22.ho.ua - Профориентация: игры, тренинги.
testoteka.narod.ru - Методики для профотбора и профориентации.
psihologschool.ucoz.ru - Ошибки при выборе профессии, что влияет на выбор профессии
psihologschool.ucoz.ru - Профориентационные игры Интернет-ресурсы в выборе профессии:
www.find-job.ru - Этот сайт посвящён целиком выбору профессии - на нём можно найти описания самых разных профессий, различные рекомендации, тесты и справочные материалы по выбору профессии
www.abiturcenter.ru - Центр довузовского образования. Портал для абитуриентов. Справочник абитуриента. Интерактивное тестирование абитуриентов и старшеклассников. Подготовка к поступлению, Издание и распространение литературы для абитуриентов и старшеклассников. Новости довузовского образования
www.ed.vseved.ru - Справочно-поисковая система "Образование в России". Рейтинг учебных заведений
www.abituru.ru - Информационный портал для абитуриентов и школьников
www.proforientator.ru - Профориентация